-
О журнале
-
Редакционная коллегия
-
Условия публикации
-
Регламент опубликования статей
-
Публикационная этика
-
Архив
-
Статьи по авторам
-
Статьи по рубрикам
-
Подписка и распространение
-
Библиотека журнала «Вопросы образования»
-
Контакты
|
Рейтинг Science Index
|
|
1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика» (2020)
10 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год (более 4000 журналов)
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 6,925 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 3,483
Десятилетний индекс Хирша 2020: 39
|

|
|
|
|
Образовательная политика |
|
|
5–102 |
|
ДОКЛАД ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Москва, 2007 г.
| |
|
|
103–115 |
|
В работе рассматривается деятельность государственной системы образования, почти одинаковой во всех странах цивилизованного мира. Анализируются источники, приобретшие широкую известность в XX и XXI вв.: «Демократия и образование» и «Опыт и образование» Джона Дьюи, «Саммерхилл» Александра Нилла, «Трагическая иллюзия: тестирование в образовании» Джона Рейвена, «Освобождение от школ» Ивана Иллича и «Вот что называется школой» Джона Гудлэда. Особенно внимательно (по личным впечатлениям) изучается практика американской школы. Декларируемые цели образования сличаются с целевыми установками, которыми в действительности руководствуются учителя. Рассматриваются также федеральные законодательные установления, предписывающие провести очередную образовательную реформу в США. Делается вывод, что за прошедший век создать прогрессивную и демократическую систему образования так и не удалось.
| |
|
|
116–140 |
|
В статье констатируется, что общество и экономика знаний существенно изменили требования к образованию. К предметно-ориентированному обучению добавился акцент на общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности. Знания быстро устаревают, и школа должна сформировать в ребенке понимание, что нужно стать самому себе постоянным учителем. Так происходит в странах, где движение к обществу знаний было постепенным, но даже там образовательная парадигма часто менялась не плавно, а через глубокие и быстрые реформы. В России же эта смена пришлась на послекризисную эпоху. Средняя школа понесла большие кадровые потери, без возмещения которых нельзя рассчитывать на успех реформ. В статье рассмотрены пути восстановления кадрового потенциала в среднесрочной перспективе, если удастся найти ресурсы для решения этой задачи. Обсуждаемые здесь вопросы не умозрительны, а возникли в ходе успешных практических действий работников ГУ–ВШЭ в рамках нескольких региональных экспериментов.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
|
141–158 |
|
Данная работа написана авторами по следам поездки по целому ряду ведущих университетов США, в ходе которой состоялись встречи с американскими коллегами — специалистами в области экономики и социологии образования. Обсуждались вопросы академической культуры и карьеры, специфика мотивации профессиональной деятельности университетской профессуры, варианты политики поддержки университетских исследований. Все эти темы нашли отражение в дискуссии о сравнительном устройстве наших систем образования. Особое внимание уделяется обсуждению специфики программ обучения в российских вузах (в контексте организации магистерских программ, заданности образовательных траекторий), влиянию кадровой закрытости высших учебных заведений на преподавательские и исследовательские стандарты, а также на механизмы и нормы академического управления.
| |
|
|
159–172 |
|
Талант — основа креативного общества. Поощрение и развитие таланта включают мобилизацию культуры и традиции, построение институтов для увеличения объема человеческого капитала, повышения его качества и воспитание ценностей, поддерживающих достижения и инициативу. Продуктивность таланта, находящая свое выражение в форме идей, может быть повышена путем образования викикапитала — капитала, появляющегося в результате образования сетей. Перевод творчества в инновацию — это результат действия множества стимулов, а поддержка инновации неразрывно связана с крупными инвестициями в научно-исследовательскую деятельность. И наконец, превращение инновации в жизнеспособный с коммерческой точки зрения продукт требует взаимодействия различных поставщиков услуг и предпринимательских способностей руководства компаний — как крупных, так и мелких.
| |
Содержание образования |
|
|
177–180 |
|
А.Н. Тубельский — автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам нового содержания образования, развития демократического уклада школьной жизни, новых способов оценивания и многим другим остро волнующим российское образование вопросам. О педагогической деятельности А.Н. Тубельского, его школе созданы фильмы, которые демонстрировались на телевидении: фильм «Удалось!» компании Би-Би-Си, «С чего начинается Родина» компании ТВЦ, «Превращение» канала «Культура», фильм «Правила игры», посвященный проблеме становления у детей демократического сознания и субъектной позиции по отношению к своему собственному образованию.
| |
Дискуссия |
|
|
181–200 |
|
Участники круглого стола: Даниил Александрович Александров — кандидат биологических наук, профессор Государственного университета — Высшей школы экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге. Ярослав Иванович Кузьминов — кандидат экономических наук, ректор Государственного университета — Высшей школы экономики. Виктор Меерович Полтерович — доктор экономических наук, академик Российской академии наук Центральный экономико-математический институт РАН, Российская экономическая школа. Антон Дмитриевич Суворов — ведущий экономист Центра экономических и финансовых разработок, профессор Российской экономической школы.
| |
|
|
201–216 |
|
Журнал продолжает дискуссию на тему рейтингов.
| |
|
|
217–239 |
|
В статье исследуется проблема оценки развития высшего профессионального образования на региональном уровне с помощью построения рейтингов субъектов Российской Федерации. Основываясь на опубликованных результатах исследований в области рейтингования субъектов по показателям развития образования, автор на примере Ярославской области выявляет позиции отдельного региона по одиннадцати индикаторам, характеризующим высшее профессиональное образование, и исследует причины их изменений за два года. В статье раскрыта практическая значимость таких исследований для формирования целевых программ развития региона. Автор вносит предложения, как при построении рейтингов усовершенствовать информационную базу формирования исходных показателей и обеспечить сопоставимость статистических данных. В рамках дискуссии определяются возможности расширения набора индикаторов и изменения тематики рейтингов.
| |
Практика |
|
|
232–239 |
|
В статье рассматриваются ресурсы и возможности современной российской школы в работе с детьми с наиболее часто наблюдаемой формой хронических нарушений поведения в детском возрасте — гиперактивностью. Рассматриваются причины гиперактивности, ее возрастная специфика, а также ключевые рассогласования, существующие между образовательной системой, с одной стороны, и потребностями и возможностями гиперактивного ребенка — с другой. Школа имеет достаточно ресурсов, при правильной организации которых обучение и воспитание гиперактивных детей может быть более эффективным. В частности, в статье представлены материалы исследования учебной динамики гиперактивных детей, занимающихся по программе развивающего обучения Эльконина — Давыдова, в сравнении с другими системами обучения.
| |
Статистика и социология образования |
|
|
240–267 |
|
Тесты PIRLS и PISA измеряют чрезвычайно желательный, но труднодостижимый результат современного образования — инструментальный, действенный характер знаний и умений школьников, в частности, читательскую грамотность, т.е. умение использовать письменные тексты как основной ресурс самообразования. Международный мониторинг результатов образования обращен к двум критическим точкам становления учебной самостоятельности: PIRLS исследует переход от обучения чтению к чтению для обучения; PISA — от мира образования к миру труда. В статье рассмотрены противоречивые данные, полученные с помощью этих двух тестов на представительных выборках российских четвероклассников (лучший результат в мире) и 15-летних школьников (низкий результат). Зафиксировав отсутствие поступательного развития школьников по этому параметру между началом и концом основной школы, авторы обсуждают возможные причины столь неоднозначных результатов реформ российского образования и желательное направление его дальнейшей модернизации.
| |
Из истории образования |
|
|
268–294 |
|
В условиях формирования общеевропейского рынка труда и создания единой классификации специальностей значительный интерес могут представлять исторический опыт и национальные традиции подготовки профессиональных кадров. И в этом отношении приводимые ниже документы, относящиеся к периоду становления общероссийской системы подготовки кадров в XVII — первой половине XVIII в., являются наиболее интересными и малоизученными.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
|
295–301 |
|
| |
|
|